Пять техник определения лжи
Для большинства людей ложь приносит больше переживаний, чем прямота и честность. Чтобы предугадать мысли собеседника, подавить собственные эмоции и не сказать правды, потребуется больше энергии и интеллектуальных усилий, чем при искренней беседе. Это потребует от нас когнитивной нагрузки. Это бремя, согласно большинству теорий обнаружения лжи, сильно влияет на человека — мы, в частности, начинаем менять положение тела и вообще, ведём себя совсем не так, как обычно.
Технологии определения лжи фокусируются на пяти типах доказательств. Первые два типа — устные: то, что человек говорит, и то, как он это говорит. Эксперт по цифровым коммуникациям из Стенфорда Джефф Хэнкок выяснил, что люди, которые указывают в своих онлайн-профилях ложные данные, чаще используют слова «мой» и «я».
Голосовой анализ стрессового уровня фиксирует обман на основе изменения тона голоса. Такую технику использовали в ходе допроса Джорджа Циммермана, который выстрелил в подростка Трейвона Мартина в 2012. Несмотря на то, что лишь 5 из 23 органов местного самоуправления, где проводился такой анализ, признали его успешным, он продолжает использоваться.
Третий путь доказательства — это оценка языка тела. Некоторые лгуны демонстрируют «наслаждение Пупера» — то есть мимолётное выражение радости, возникающее на лице в момент, когда лжец решил, что ему поверили. Вдобавок, когнитивная нагрузка заставляет нас двигаться по-разному, и лгуны, стремящиеся изобразить естественность, в конечно итоге, могут добиться обратного эффекта.
Четвёртый тип доказательств — это физиология. Детектор лжи замеряет кровяное давление, фиксирует пот и частоту дыхания. ИК-камеры анализируют температуру лица человека. Когда Пиноккио говорил неправду, его нос рос, а наш — наоборот, сжимается, потому что к мозгу приливает кровь.
Пятый путь изучения лжи — это анализ мозговой деятельности. В этом случае применяется ЭЭГ — электроэнцефалограмма, которая отслеживает нервную деятельность.
7